Блог

Переживание одиночества в эпоху глобальной коммуникации

Проблема переживания одиночества в современном мире становится все более актуальной как в научных исследованиях, так и в психотерапевтической практике. В рамках отечественной и зарубежной психологической, философской и социологической науки существует устойчивая тенденция к расширению и углублению изучения различных аспектов одиночества [1]

В самом общем виде одиночество можно определить как переживание себя как невовлеченного в связи с другими людьми [2]. При этом переживать одиночество можно как в изоляции, так и в обществе людей, порой очень многочисленном, но без ощущения психологической связи с ними. Одиночество может быть как выбранным, так и вынужденным. В последнем случае переживание одиночества, как правило, окрашено наиболее негативными эмоциями.

В научных исследованиях одиночество рассматривается в двух аспектах. Наиболее часто данное состояние трактуют в негативном ключе, как состояние дефицита социальных контактов, приносящее страдание, как источник психопатологических проявлений, как то, с чем нужно бороться. Чувство одиночества является обязательным симптомом невроза, не всегда осознаваемым, но всегда имеющим тяжелые последствия [2, с. 102]. Дж. Франчесетти говорит о том, что невозможность установления контакта с Другим, отсутствие чувства принадлежности лежат в основе формирования наиболее распространенных в современном мире психических расстройств: депрессии и панических атак [3, с. 112; 4, с.82].

С другой стороны, ряд авторов (В.Е. Каган, Д.А. Леонтьев, И. Ялом и др.) рассматривают переживание одиночества как непременное условие развития личности, как позитивный ресурс, который нужно культивировать. Одиночество как возможность диалога с собой представляет собой условие переработки жизненного опыта, без которой даже экстремальные переживания не приводят к личностным изменениям. Для обеспечения такой возможности необходим, по всей видимости, достаточный уровень сепарации от симбиотических связей, наличие «внутренней точки опоры», позволяющей становиться один на один с миром и происходящими в нем событиями.

Очевидно, можно говорить о двух разновидностях одиночества: экзистенциальном одиночестве (как данности существования, необходимой для формирования личности человека) и о межличностном одиночестве (как о переживании отчуждения, вызывающем тревогу и мешающем проявлению интенциональности) [2].

По всей видимости бегство от экзистенциального одиночества, от диалога с собой, от самопознания связано с переживанием тревоги, страха или скуки наедине с собой, и приводит к самоотчуждению, порождающему, в свою очередь, ощущение бессмысленности жизни и переживание межличностного одиночества.

Многие авторы говорят о том, что актуализация проблемы переживания одиночества в современном обществе напрямую связана со спецификой состояния социальной реальности [3, 4, 5]. Отличительной чертой информационного мира являются две тенденции: глобализация коммуникаций и дефицит защищающих, заботливых отношений [4, с.21]. Эти общественные тенденции приводят к значительным изменениям внутреннего мира человека, для которого одиночество становится привычным и неизменным спутником жизни.

С одной стороны, развитие информационных технологий предлагает нам огромное количество возможностей: мы можем купить все, что угодно, найти любую информацию обо всем на свете, познакомиться с людьми, живущими на другом континенте. Это изобилие дает ощущение бесконечности возможностей, безграничности мира и себя в нем. Человек, погруженный в мир информационных коммуникаций, практически никогда не остается один, он всегда с Другими.

С другой стороны, включенность в виртуальные отношения чаще всего не предполагает сопричастности, интимности, длительности и стабильности этих контактов. М. Спаньоло Лобб говорит о том, что современное общество пронизано отношенческой пустотой, в которую мы все погружены, и которая препятствует формированию устойчивого сэлф [4, с.27].

Мучительное переживание одиночества становится следствием несовпадения, несоизмеримости внутреннего Я и внешней проявленности Я для Другого [5, с. 42].

Личность формируется в отношениях. Другой – зеркало, необходимое для формирования сэлф [4, с. 23]. Для формирования самоинтереса нужен опыт, в котором кто-то искренне интересовался тобой. Для появления желания узнавать себя нужен опыт узнавания тебя другим человеком. При этом в современном обществе, выросшем с идеей о том, что машины нужны для решения всех человеческих проблем, и стремящемся избегать эмоций и человеческих переживаний, погруженном в тревогу относительно своего несовершенства, уверенное бытие-с-другим оказывается крайне проблематичным. Отношения часто носят внешний характер дружбы, любви, за которым скрывается отчуждение и недоверие. Отсутствие сопричастности, со-бытия даже в отношениях с самыми близкими людьми, порождает тревогу. Эта тревога невыносима и должна быть устранена. Один из способов справиться с тревогой – остаться в ней, осознать и прожить ее до конца. Это та ситуация, в которой человек испытывает экзистенциальное одиночество, переживание своей принципиальной отличности и непонятности для Другого. Для осмысления происходящего, для поиска смысла необходима пауза в потоке информации и событий. Необходимо выйти из потока, остаться в одиночестве, оказаться в метапозиции, чтобы увидеть как-бы со стороны себя, свои действия, свою жизнь, чтобы принять решение о необходимости изменений. Но этот путь требует времени и решимости остаться один на один с мучительными вопросами. Кроме того, современный человек часто не может позволить себе выпасть из потока событий. Страх пропустить что-то важное и желание объять необъятное не позволяют глубоко погружаться в размышления. Не сумев обратиться ни к себе, ни к Другому, способному увидеть меня в момент моего отчаяния, человек обращается к тому, кто присутствует всегда – Google. Вместо переживания скуки от пустоты жизни, люди отвлекают себя просмотром веселых видео и картинок. Вместо переживания горя от расставания с любимым человеком компульсивно ищут новую информацию о нем в соцсетях, оставаясь в иллюзии хотя и болезненных, но все еще отношений. Сталкиваясь с хаосом собственных эмоций и переживаний, поглощают огромное количество информации, отвлекают себя виртуальным общением, употребляют психоактивные вещества, стремясь таким образом еще больше снизить свою чувствительность.

М. Спаньоло Лобб говорит о том, что поколение современных молодых людей может летать, но не имеет корней. Безграничность устремлений и возможностей сочетается в современном человеке с отсутствием укорененности в собственном теле и в близких отношениях, что смещает точку опоры изнутри во вне, делая его еще более зависимым от Других и, в то же время, заставляя его чувствовать все большую опасность, исходящую от них.

Исходя из приведенных в статье тенденций, характерных для современного общества, первостепенными целыми психотерапии людей, страдающих от одиночества, становится не помощь в поиске социальных контактов, которых, как правило, и так в избытке, а остановка в бесконечном беге, обращение к себе, исследование себя в со-присутствии Другого. Тревога исчезает только когда Я становится частью чего-то большего (в любви, в искусстве), когда появляется Ты, и через это отношение тревога уходит. Мучительное одиночество отступает, когда мы вкладываем себя в мир, и мир становится пронизан нами.

Список литературы:

1. Слободчиков И.М. Современные исследования переживания одиночества // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 3. С. 27–35.

2. Леонтьев Д.А. Экзистенциальный смысл одиночества // Экзистенциальная традиция: Философия, психология, психотерапия. 2011. №2 (19). С. 101-108.

3. Дж. Франчесетти Панические атаки (Гештальт-терапия в единстве клинических и социальных контекстов). М., 2015. – 264 с.

4. Отсутствие – это мост между нами: депрессивный опыт в перспективе гештальт-терапии – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2019 – 396 с.

5. Корнющенко-Ермолаева Н.С. Одиночество и формы отчуждения человека в современном мире // Вестник Тмского государственного университета. 2010. №332. С. 40-43.
Статьи