Долг или Ответственность?
Александр Скачков·28 ноя 2022

Моя магистерская работа была посвящена чувству долга. Я с удивлением обнаружил, что это почти не разработанная тема. То есть сам долг исследован и юриспруденцией, и педагогикой, и деонтологией, но как он переживается человеком и как его отличить от других похожих чувств, мне найти информацию не удалось. Не удалось найти даже внятного определения этому чувству. Это были или определения, полностью дублирующие определение ответственности, или юридические определения. Но у меня всю мою жизнь было смутное чувство, что долг и ответственность это разные вещи, почти что противоположные. Укрепилось это чувство, когда в университете мы изучали экзистенциальный подход к психотерапии и логотерапию.
Именно в экзистенциальной философии, а затем и психологии, ответственность была описана как сопряженная со свободой творческая сила и мужество. Ещё не было чёткого определения, но был очень мощный ориентир - «ответственность следствие нашей свободы». Мы совершаем выбор и сталкиваемся с последствиями этого выбора. Ответственность заключается в мужестве принять эти последствия, что именно ты был причиной этих последствий, автором. И в жизни немало ситуаций, где мы испытываем это чувство. Оно серьёзное, сильное, но его нельзя назвать мучительным и даже неприятным. Чего нельзя сказать о чувстве долга, которое мимикрирует под ответственность.
Чувство долга – состояние внутреннего запрета на выбор
Вот то определение, которое в итоге я нашел (придумал). Чувство долга это последствие запрета, табу, воспринимаемого нами как реальный предел, реальная невозможность поступить иначе. И источником большинства этих запретов является культура вокруг нас - семейная, народная, мировая. Эти запреты помогали выживать обществу в разные исторические периоды, помогали быть устойчивее. И ценой этой устойчивости была свобода людей, а значит и их ответственность. Необходимости в этих запретах уже нет, но они продолжают жить, передаваемые из поколения в поколение, от родителей к детям, в виде священных списков правил: «нормальный человек должен», «нормальный мужчина/женщина должна», «нормальный гражданин должен», «нормальный ребенок должен»… И всё что мы получаем от этих долженствований это: предсказуемость для других людей, чувство стыда и в редких случаях чувство гордости. А за это мы засовываем свою жизнь в прокрустово ложе, лишаем свою жизнь индивидуальности и краски. Достойный ли это обмен, я думаю, каждый решит сам. Попахивает сломом традиций и отказом от морали? Нет. Скорее попытка заменить кнут пряником. Культура дает не только запреты, но и идеалы, ценности. Стремление к благу как мотив выбора, а не страх позора как клетка. Согласен, подходит не для всех, но пусть будет выбор у тех, кому подходит.





Если вернуться к магистерской работе. Что же в итоге я обнаружил? Я обнаружил, что всё описанное выше мне не кажется, другие люди тоже чувствуют разницу между долгом и ответственностью (правда не все). Есть такая характеристика личности как «локус контроля». Если простыми словами, то это где человек переживает источник силы управляющей его жизнью – вовне (звезды, масоны, начальники) или внутри (его собственные решение). Так вот, для людей с крайне внешним локусом контроля (черные значки) ответственность и долг неразличимы. Для людей с внутренним (белые значки) локусом контроля и даже со смешанным (серые значки) долг и ответственность отличаются тем, что ответственность приятнее и более контролируема.
Как это не парадоксально, но чтобы стать по настоящему ответственным нужно избавиться от чувства долга. Вот теперь о том как это сделать.
Есть 2 способа обнаружить долженствование (внутренний запрет). Первый это поиск сознательных установок типа "Нормальный человек должен/не должен", "Нормальный мужчина/женщина ...", Нормальный ребенок/родитель...". Второй способ это анализ своих эмоциональных реакций. Бывает такое поведение других людей, которое вызывает очень сильное возмущение, гнев, обиду. Это может быть поведение и правда "некрасивое" и вызывающее порицание у многих людей, но конкретно у вас особенно яркий отклик, невозможность принять происходящее. Когда вы с этим сталкиваетесь, вы можете задать себе вопрос "Что этот человек сделал такого, что себе я сделать запрещаю". Так это превращается в сознательную установку "нормальный кто-то не должен делать что-то".
Теперь самое сложное. Мы обнаружили дихотомию "так делать запрещено" против "так делать нужно/должно". Теперь её нужно разрушить, привнеся в неё выбор. Для этого нужно найти какую-то вашу ценность внутри которой противоречие между "должно" и "запрещено" снимается. Давайте на примере.
Нормальный ребенок должен хорошо учиться. Плохо учиться ненормально. Более высокой ценностью чем учёба может быть, например, опыт. И теперь внутренний диалог следующий:
- Я разрешаю себе плохо учиться (обычно внутри чувствуется протест, сопротивление, несогласие с этой фразой)
- Но я выбираю добывать опыт (если ценность найдена правильно, то чувствуется облегчение, получается принять предыдущее утверждение).
Это не значит, что "плохая учёба" это хорошо и больше не будет вызывать у вас неприятных чувств. Будет, но не такие яркие и болезненные. Когда мы очищаемся от долженствований, мы начинаем реагировать на мир исходя из наших ценностей, а это более экологичные реакции.
Теперь самое сложное. Мы обнаружили дихотомию "так делать запрещено" против "так делать нужно/должно". Теперь её нужно разрушить, привнеся в неё выбор. Для этого нужно найти какую-то вашу ценность внутри которой противоречие между "должно" и "запрещено" снимается. Давайте на примере.
Нормальный ребенок должен хорошо учиться. Плохо учиться ненормально. Более высокой ценностью чем учёба может быть, например, опыт. И теперь внутренний диалог следующий:
- Я разрешаю себе плохо учиться (обычно внутри чувствуется протест, сопротивление, несогласие с этой фразой)
- Но я выбираю добывать опыт (если ценность найдена правильно, то чувствуется облегчение, получается принять предыдущее утверждение).
Это не значит, что "плохая учёба" это хорошо и больше не будет вызывать у вас неприятных чувств. Будет, но не такие яркие и болезненные. Когда мы очищаемся от долженствований, мы начинаем реагировать на мир исходя из наших ценностей, а это более экологичные реакции.